Подробное руководство по сбору и хранению согласий
Законодательство допускает распространение рекламы по сетям мобильной связи только по согласию абонентов.
Требования законодательства изложены в следующих нормативных документах:
В случае нарушения закона «О рекламе» предусмотрены санкции по статье 14. 3 КоАП РФ (ред. от 27.12.2018).
Для граждан | от 2000 до 2500 рублей |
Для должностных лиц | от 4000 до 20 000 рублей |
Для юридических лиц | от 100 000 до 500 000 рублей |
Поскольку получение согласий предполагают сбор персональных данных, также необходимо учитывать требования статьи 15 ФЗ-152 «О персональных данных» (ред. от 31.12.2017).
Санкции за обработку персональных данных без полученного согласия прописаны в статье 13.11. КоАП РФ (ред. от 27.12.2018).
Для граждан | от 3000 до 5000 рублей |
Для должностных лиц | от 10 000 до 20 000 рублей |
Для юридических лиц | от 15 000 до 75 000 рублей |
За соблюдением законодательства «О рекламе» следит Федеральная Антимонопольная служба.
За соблюдением законодательства «О персональных данных» следит Роскомнадзор.
Закон обязывает заказчика и исполнителя рассылки предоставлять доказательства того, что абонент согласился на получение рассылки.
Согласие на получение рассылки берется таким образом, чтобы в случае необходимости:
Необходимые условия для получения согласия – осознанность и добровольность, поэтому оно не должно быть:
Важно помнить, что клиент имеет право отказаться от СМС-рекламы в любой момент, поэтому информация о способах отписки, размещенная в договоре или на сайте компании, является правилом хорошего тона.
Большинство компаний используют 4 основных способа.
Самый надежный способ получения согласий при условии:
Скачать пример анкеты
Фактическим согласием может считаться знак «V» (галочка) напротив пункта об СМС-информировании, либо же предложение, написанное клиентом от руки: «Даю согласие на получение...».
Данные анкеты должны быть достоверными и устанавливать личность человека, который ее заполнил, поэтому желательно проверять данные клиентов во время анкетирования.
Сбор согласий через электронную форму на сайте имеет ряд особенностей, так как трудно проверить достоверность указанных при регистрации данных.
В пользовательском соглашении или публичной оферте крайне желательно прописать, что пользователь, отметивший пункт об SMS-информировании, тем самым подтверждает согласие на получение рекламных сообщений.
Согласие на SMS-информирование не может быть неотъемлемым условием пользовательского соглашения.
Разместите на сайте отдельную страницу с информацией об SMS-рассылке, чтобы помочь клиенту принять взвешенное решение и обезопасить себя от претензий ФАС.
Запись разговора также является подтверждением согласия.
В телефонном разговоре желательно четко проговорить:
Рекомендуем хранить телефонную запись не менее 3 лет после отказа клиента от СМС-рассылки.
Пункт об СМС-рассылке может быть добавлен в договор, однако его нельзя делать мелким, нечитаемым шрифтом и добавлять в сноски. Клиент имеет право вычеркнуть этот пункт при заключении договора.
Надеемся, что предложенный текст поможет грамотно получать и хранить собранные согласия, а также избежать претензий надзорных органов.