Сбор согласий на СМС-рассылку

Подробное руководство по сбору и хранению согласий

Сбор согласий на СМС-рассылку

Законодательство допускает распространение рекламы по сетям мобильной связи только по согласию абонентов.

Юридические нормы

Требования законодательства изложены в следующих нормативных документах:

  1. Статья 44.1 ФЗ-126 «О связи» (ред. от 27.12.2018)
  2. Статья 18 ФЗ-38 «О рекламе» (ред. от 30.10.2018)

В случае нарушения закона «О рекламе» предусмотрены санкции по статье 14. 3 КоАП РФ (ред. от 27.12.2018).

Для граждан от 2000 до 2500 рублей
Для должностных лиц от 4000 до 20 000 рублей
Для юридических лиц от 100 000 до 500 000 рублей

Поскольку получение согласий предполагают сбор персональных данных, также необходимо учитывать требования статьи 15 ФЗ-152 «О персональных данных» (ред. от 31.12.2017).

Санкции за обработку персональных данных без полученного согласия прописаны в статье 13.11. КоАП РФ (ред. от 27.12.2018).

Для граждан от 3000 до 5000 рублей
Для должностных лиц  от 10 000 до 20 000 рублей
Для юридических лиц от 15 000 до 75 000 рублей

За соблюдением законодательства «О рекламе» следит Федеральная Антимонопольная служба.

За соблюдением законодательства «О персональных данных» следит Роскомнадзор.

Принципы сбора согласий

Закон обязывает заказчика и исполнителя рассылки предоставлять доказательства того, что абонент согласился на получение рассылки.

Согласие на получение рассылки берется таким образом, чтобы в случае необходимости:

  1. Безошибочно идентифицировать человека, давшего согласие.
  2. Однозначно подтвердить его намерение получать информацию рекламного характера с помощью SMS.

Необходимые условия для получения согласия – осознанность и добровольность, поэтому оно не должно быть:

  1. Обязательным условием для приобретения товара или услуги.
  2. Быть неотъемлемой частью пользовательского соглашения.
  3. Получено в результате пытки и морального давления.

Хороший тон

Важно помнить, что клиент имеет право отказаться от СМС-рекламы в любой момент, поэтому информация о способах отписки, размещенная в договоре или на сайте компании, является правилом хорошего тона.

Сбособы получить согласия

Большинство компаний используют 4 основных способа.

Анкетирование

Самый надежный способ получения согласий при условии:

  1. В анкете четко прописаны цели анкетирования.
  2. Собранные данные принадлежат абоненту.

Примерный план анкетирования

  1. Персональные данные (Ф.И.O. абонента, номер телефона, паспортные данные, адрес проживания).
  2. Согласие на получение информации по указанным каналам связи.
  3. Согласие на обработку персональных данных.
  4. Порядок отзыва согласия на обработку персональных данных.
  5. Письменное подтверждение того, что указанные данные верны.

 

Скачать пример анкеты

 

Фактическим согласием может считаться знак «V» (галочка) напротив пункта об СМС-информировании, либо же предложение, написанное клиентом от руки: «Даю согласие на получение...».

Данные анкеты должны быть достоверными и устанавливать личность человека, который ее заполнил, поэтому желательно проверять данные клиентов во время анкетирования. 

Форма на сайте

Сбор согласий через электронную форму на сайте имеет ряд особенностей, так как трудно проверить достоверность указанных при регистрации данных.

На что обратить внимание

  • Одного логина недостаточно – клиент должен назвать себя по имени, фамилии и отчеству;
  • клиент должен самостоятельно отметить пункт об SMS информировании;
  • клиент должен понимать, на что именно он дает согласие;
  • пункт о получении SMS-рекламы не должен быть обязательным условием регистрации на сайте;
  • необходимо логировать действия пользователя, который дает согласие;
  • телефонный номер желательно подтвердить с помощью одноразового пароля или звонка.

В пользовательском соглашении или публичной оферте крайне желательно прописать, что пользователь, отметивший пункт об SMS-информировании, тем самым подтверждает согласие на получение рекламных сообщений.

Согласие на SMS-информирование не может быть неотъемлемым условием пользовательского соглашения.

Залог честного согласия

Разместите на сайте отдельную страницу с информацией об SMS-рассылке, чтобы помочь клиенту принять взвешенное решение и обезопасить себя от претензий ФАС.

Запись телефонного разговора

Запись разговора также является подтверждением согласия.

В телефонном разговоре желательно четко проговорить:

  1. Ф.И.О. абонента.
  2. Предупреждение о записи телефонного разговора.
  3. Согласие на обработку персональных данных.
  4. Содержание и цели предлагаемой рассылки.

Рекомендуем хранить телефонную запись не менее 3 лет после отказа клиента от СМС-рассылки.

Договор

Пункт об СМС-рассылке может быть добавлен в договор, однако его нельзя делать мелким, нечитаемым шрифтом и добавлять в сноски. Клиент имеет право вычеркнуть этот пункт при заключении договора.

Заключение

Надеемся, что предложенный текст поможет грамотно получать и хранить собранные согласия, а также избежать претензий надзорных органов.