Повышаем эффективность sms-рассылки c помощью UTM-меток
UTM-метки помогают отслеживать в системах интернет-аналитики количество переходов по ссылке. Метку легко прикрепить к ссылке в sms-сообщении.
Так выглядит несокращенная ссылка с UTM-меткой:
http://e-vostok.ru/sms-rassylka/?utm_source=bulk&utm_medium=sms&utm_campaign=promo_rassylka&utm_content=beliak
Выглядит она монструозно, но боятся ее не стоит. Анатомия UTM-метки достаточно проста и представляет набор параметров, где
Всего существует 5 параметров. Yandex и Google называет обязательными три из них. Они отмечены зеленым цветом.
Параметры | Семантика |
utm_source | указывает место размещения ссылки (социальные сети, поисковые системы, контекстная реклама, тизерные сети, клиентская база и т.д) |
utm_medium |
определяет инструмент для привлечения трафика (баннеры, рассылки, реферальные ссылки, посты в социальных сетях и т.д) |
utm_campaign | название проводимой кампании |
utm_term |
содержит ключ для поисковых запросов для Яндекс.Директа и Google Adwards (кроссовки+купить;работа+на+дому) |
utm_content | содержит любую уточняющую информацию (идентификатор пользователя, размер баннера, название якоря и т.д.) |
Названия параметров всегда остаются неизменными – меняются только их значения, которые выбираются произвольно. В нашем примере это слова bulk, sms и promo.
Значения параметров принято выстраивать в логические цепочки «от простого к сложному» и «от общего к частному».
Примеры | ||||
I | II | III | IV | V |
utm_source | utm_medium | utm_campaign |
utm_term |
utm_content |
сайт с баннером |
платное объявление | название рекламируемого продукта | — | идентификатор баннера |
клиентская база | смс-рассылка | название рассылки | — | идентификатор ссылки |
UTM-метка по существу служит уникальным идентификатором перехода по ссылке и показывает количество таких переходов.
Покажем на примерах, как метки используют в СМС-рассылках.
Магазин женской одежды делает рассылку ко дню всех влюбленных и решает оценить количество переходов по ссылке, вложенной в сообщение.
?utm_source=baza&utm_medium=sms&utm_campaign=st_valentine
Параметр | Значение | Расшифровка |
utm_source | baza | клиентская база |
utm_medium | sms | sms-рассылка |
utm_campaign | st_valentine | День святого Валентина |
Магазин электроники с помощью sms-рассылки решает исследовать покупательское поведение женщин и мужчин во время распродаж.
UTM для мужчин:
?utm_source=baza&utm_medium=sms&utm_campaign=cyber_monday&utm_content=jupiter
UTM для женщин:
?utm_source=baza&utm_medium=sms&utm_campaign=cyber_monday&utm_content=juno
Параметр | Значение | Расшифровка |
utm_source | baza | клиентская база |
utm_medium | sms | sms-рассылка |
utm_campaign | cyber_monday | киберпонедельник |
utm_content | jupiter/juno | мужчина/женщина |
Различные значения utm_content позволяют сегментировать посетителей сайта по полу и сравнить, например, количество покупок в каждом сегменте.
UTM-метку можно привязать к конкретному номеру телефона с помощью уникального значения utm_content, однако эта работа потребует услуг программиста.
Если вы решили присвоить каждому телефонному номеру в базе уникальный идентификатор, постарайтесь сделать его максимально обезличенным, чтобы избежать проблем с Роскомнадзором.
Плохой пример | Хороший пример |
martin_alekseevich | mrtnz |
74959802156 | 3581318240 |
[логин пользователя на сайте] | j0es4e |
svetlana | lanaya |
Не используйте в качестве идентификатора любые персональные данные пользователя.
Указывайте значения параметров таким образом, чтобы не создавать путаницы в отчетах. UTM-метки созданы для удобства людей, а не машин.
Ссылки с UTM-метками отпугивают людей, к тому же они слишком длинные, чтобы вставлять их в текст sms-сообщений, поэтому используют инструменты для сокращения ссылок.
Важно! Поисковые системы воспринимают UTM-метки, как ссылки на отдельные страницы сайта, что чревато дублированием контента и потерей позиций в поисковой выдаче.
Проблему решают правильно прописанные директивы clean-param в файле robots.txt. Также не стоит забывать об атрибуте rel=canonical в коде страницы, оптимизированной под естественную выдачу.
Анализировать кампании с UTM-метками очень просто.
Сформируйте отчет по UTM-меткам в Yandex-Метрике:
отчеты → стандартные отчеты → источники → метки UTM
Обратите внимание на группировки. Древовидная группировка позволяет создавать сегменты из параметров метки.
Используйте кнопку «Метрики», чтобы отобразить дополнительные столбцы в отчете.
Отчет по UTM-меткам формируется следующим образом:
acquisition → campaigns → all campaigns
Здесь также можно посмотреть статистику по отдельным параметрам Source Medium Campaign и посмотреть конверсии.