UTM-метки для эффективной SMS-рассылки

Повышаем эффективность sms-рассылки c помощью UTM-меток

UTM-метки для эффективной SMS-рассылки

UTM-метки помогают отслеживать в системах интернет-аналитики количество переходов по ссылке. Метку легко прикрепить к ссылке в sms-сообщении.

Разбираем устройство UTM-меток

Так выглядит несокращенная ссылка с UTM-меткой:

http://e-vostok.ru/sms-rassylka/?utm_source=bulk&utm_medium=sms&utm_campaign=promo_rassylka&utm_content=beliak

Выглядит она монструозно, но боятся ее не стоит. Анатомия UTM-метки достаточно проста и представляет набор параметров, где

  • знак ? открывает строку запроса, чтобы передать указанные после него параметры на сервер;
  • знак & (кстати, он называется амперсанд) разделяет отдельные параметры.

Параметры

Всего существует 5 параметров. Yandex и Google называет обязательными три из них. Они отмечены зеленым цветом.

Параметры Семантика
utm_source указывает место размещения ссылки (социальные сети, поисковые системы, контекстная реклама, тизерные сети, клиентская база и т.д)
utm_medium

определяет инструмент для привлечения трафика (баннеры, рассылки, реферальные ссылки, посты в социальных сетях и т.д)

utm_campaign название проводимой кампании
utm_term

содержит ключ для поисковых запросов для Яндекс.Директа и Google Adwards (кроссовки+купить;работа+на+дому)

utm_content содержит любую уточняющую информацию (идентификатор пользователя, размер баннера, название якоря и т.д.)

Названия параметров всегда остаются неизменными – меняются только их значения, которые выбираются произвольно. В нашем примере это слова bulk, sms и promo.

Значения

Значения параметров принято выстраивать в логические цепочки «от простого к сложному» и «от общего к частному».

Примеры
I II III IV V
utm_source utm_medium utm_campaign

utm_term

utm_content

сайт с баннером

платное объявление название рекламируемого продукта идентификатор баннера
клиентская база смс-рассылка название рассылки идентификатор ссылки

Структура UTM-метки

Примеры использования UTM-меток

UTM-метка по существу служит уникальным идентификатором перехода по ссылке и показывает количество таких переходов.

Покажем на примерах, как метки используют в СМС-рассылках.

Пример #1 

Магазин женской одежды делает рассылку ко дню всех влюбленных и решает оценить количество переходов по ссылке, вложенной в сообщение.

?utm_source=baza&utm_medium=sms&utm_campaign=st_valentine

Параметр Значение Расшифровка
utm_source baza клиентская база
utm_medium sms sms-рассылка 
utm_campaign st_valentine День святого Валентина

Пример #2

Магазин электроники с помощью sms-рассылки решает исследовать покупательское поведение женщин и мужчин во время распродаж.

UTM для мужчин:

?utm_source=baza&utm_medium=sms&utm_campaign=cyber_monday&utm_content=jupiter

UTM для женщин:

?utm_source=baza&utm_medium=sms&utm_campaign=cyber_monday&utm_content=juno

Параметр Значение Расшифровка
utm_source baza клиентская база
utm_medium sms sms-рассылка 
utm_campaign cyber_monday киберпонедельник
utm_content jupiter/juno мужчина/женщина

Различные значения utm_content позволяют сегментировать посетителей сайта по полу и сравнить, например, количество покупок в каждом сегменте.

Tips & Tricks #1

UTM-метку можно привязать к конкретному номеру телефона с помощью уникального значения utm_content, однако эта работа потребует услуг программиста.

Tips & Tricks #2

Если вы решили присвоить каждому телефонному номеру в базе уникальный идентификатор, постарайтесь сделать его максимально обезличенным, чтобы избежать проблем с Роскомнадзором.

Плохой пример Хороший пример
martin_alekseevich mrtnz
74959802156 3581318240
[логин пользователя на сайте] j0es4e
svetlana lanaya

Не используйте в качестве идентификатора любые персональные данные пользователя.

Tips & Tricks #3

Указывайте значения параметров таким образом, чтобы не создавать путаницы в отчетах. UTM-метки созданы для удобства людей, а не машин.

Ссылки и сокращения

Ссылки с UTM-метками отпугивают людей, к тому же они слишком длинные, чтобы вставлять их в текст sms-сообщений, поэтому используют инструменты для сокращения ссылок.

Важно! Поисковые системы воспринимают UTM-метки, как ссылки на отдельные страницы сайта, что чревато дублированием контента и потерей позиций в поисковой выдаче.

Проблему решают правильно прописанные директивы clean-param в файле robots.txt. Также не стоит забывать об атрибуте rel=canonical в коде страницы, оптимизированной под естественную выдачу.

Анализ данных

Анализировать кампании с UTM-метками очень просто.

Yandex.Метрика

Сформируйте отчет по UTM-меткам в Yandex-Метрике:

UTM-метки в Яндекс Метрике

отчеты → стандартные отчеты → источники → метки UTM

Обратите внимание на группировки. Древовидная группировка позволяет создавать сегменты из параметров метки.

Способы группировка UTM-меток в Яндекс метрике

Используйте кнопку «Метрики», чтобы отобразить дополнительные столбцы в отчете.

Google Analytics

Отчет по UTM-меткам формируется следующим образом:

UTM-метки в Gogle Analytics

acquisition → campaigns → all campaigns

Здесь также можно посмотреть статистику по отдельным параметрам Source Medium Campaign и посмотреть конверсии.